Датчик положения дроссельной заслонки и его функции
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) применяется в двигателях с контролируемым впрыском топлива. Он предназначен для определения текущего состояния заслонки и передачи этой информации на электронный блок управления (ЭБУ). В зависимости от того, насколько заслонка открыта, ЭБУ рассчитывает необходимые пропорции топлива и воздуха, подаваемых в цилиндры.
ДПДЗ расположен в моторном отсеке автомобиля сбоку на дроссельном узле.
Принцип действия ДПДЗ
По сути, датчик положения дроссельной заслонки – это, своего рода, потенциометр, состоящий из двух резисторов: постоянного и переменного. Он оборудован тремя контактами, на один из которых подается напряжение величиной 5 В, второй замкнут на «массу», а третий – напрямую связан с контроллером.
ДПДЗ реагирует на вращение оси заслонки, уменьшая подаваемое на него напряжение. При открытой полностью заслонке выходное напряжение на третьем контакте исправного датчика должно быть не менее 4 В, при закрытой – не более 0,7 В. В последнем случае ЭБУ включает режим холостого хода и подает воздух во входной коллектор, обходя заслонку.
Признаки неисправного датчика положения дроссельной заслонки
О неисправности ДПДЗ могут свидетельствовать следующие симптомы:
- увеличение оборотов на холостом ходу;
- «плавание» оборотов;
- провалы, рывки и подергивания при резком нажатии на педаль «газа»;
- снижение динамических показателей двигателя;
- прекращение работы двигателя при выключении передачи;
- появление на панели приборов ошибки «ChekEngine».
Более точно диагностировать неисправность датчика, возможно лишь путем его проверки.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
Для проверки используем автомобильный тестер, включенный в режиме вольтметра. Не снимая датчик с дроссельного узла, подключаем минусовой щуп на «массу», плюсовой – к контакту ползунка (выходному, идущему к ЭБУ). Включаем зажигание, заслонку не трогаем. В таком положении тестер должен показывать напряжение, не превышающее 0,7 В.
Далее рукой проворачиваем пластиковый сектор датчика до упора, полностью открывая заслонку. В этом случае тестер должен выдать, как минимум 4 В.
Следующий этап проверки проводим с выключенным зажиганием тестером, включенным в режиме омметра. Минусовый щуп снова подключаем на «массу», плюсовой – к любому из двух контактов датчика. Медленно перемещаем сектор датчика в одну и другую сторону. У исправного датчика сопротивления в разных диапазонах должно оставаться одинаковым.
Если эти условия не соблюдаются, датчик подлежит замене.
Причины неисправности ДПДЗ
Существует две причины, по которым датчик выходит из строя:
- разрушение резистивного напыления неподвижной основы;
- неисправность подвижного сердечника.
В любом из этих случаев ремонт датчика невозможен.
Замена датчика положения дроссельной заслонки
Замена ДПДЗ производится за считанные минуты, и не требует от автовладельца каких-то особых навыков. Из инструментов здесь нужна только отвертка.
Порядок работ такой:
1.Отключаем провод «массы» на аккумуляторе.
2.Находим датчик, нажимаем на пластиковую защелку в месте подсоединения проводов, рассоединяя контакты.
3.Отверткой откручиваем два винта крепления датчика, и снимаем его.
4.Устанавливаем на место новый датчик, подключаем провода.
5.Накидываем минусовый провод на соответствующую клемму аккумулятора, проверяем работу двигателя.