Любой автомобильный аккумулятор, будь он обслуживаемым, или необслуживаемым, требует систематической подзарядки. Особенно рекомендуется производить ее, готовя автомобиль к зиме. Низкие температуры негативно влияют на АКБ, особенно если плотность электролита в нем снижена в результате разрядки.
Можно, конечно, не заморачиваться, и отвезти батарею в сервис, где ее за сутки приведут в порядок, а можно зарядить и самому, тем более, если у вас есть зарядное устройство.
Как определить, что аккумулятор требует зарядки?
Признаками того, что АКБ разряжена, могут быть:
- проблемы с запуском двигателя (стартер не крутит, или крутит слишком медленно);
- горящая на панели приборов лампа, сигнализирующая о том, что аккумулятор не получает зарядку от генератора;
- черный или белый цвет индикатора (у необслуживаемых АКБ).
При появлении этих симптомов, батарею необходимо срочно проверить. Для этого есть два способа:
- проверить напряжение на клеммах (не слишком убедительно);
- проверить плотность электролита (самый точный тест для обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ).
Для начала проверим напряжение. Отключите клеммы от аккумулятора, и подключите к нему вольтметр или автомобильный тестер в его режиме. У заряженного аккумулятора напряжение на клеммах не должно быть менее 11,8 В. Ниже представлена таблица примерных показателей заряда аккумулятора в соответствии с выдаваемым напряжением.
Напряжение, В | 12,9 | 12,5 | 12,2 | 12 | Менее 11,8 |
Степень заряда, % | 100 | 75 | 50 | 25 | Глубокая разрядка |
Теперь проверим уровень и плотность электролита. Открутите все пробки банок АКБ. Возьмите пластиковую или стеклянную палочку и опустите ее в одну из банок. Она должна упереться в верхнюю решетку. Вытянув палочку, замеряйте, на какую глубину она погрузилась в электролит. Если она меньше 10 мм, долейте в банку дистиллированной воды до нужного уровня. Таким образом проверьте все банки.
Для измерения плотности электролита потребуется ареометр – прибор, напоминающий большую пипетку со шкалой внутри. Наберите им электролит из банки, и посмотрите, какому показателю соответствует положение подвижного указателя. Если оно меньше 1,22 г/см. куб – АКБ требует зарядки.
В приведенной ниже таблице указаны показатели плотности для различной температуры окружающей среды.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Способы зарядки аккумулятора
Существует всего три способа зарядить АКБ при помощи зарядного устройства (ЗУ):
- зарядка с постоянной величиной напряжения;
- зарядка с постоянной величиной тока;
- комбинированная зарядка.
Есть также быстрая зарядка, при которой используется максимальный зарядный ток, однако применять ее рекомендуется только в самых крайних случаях.
Зарядка АКБ с постоянной величиной напряжения
1.Отключите батарею от клемм автомобиля и установите ее на ровной поверхности.
2.Открутите пробки всех банок.
3.Подсоедините клеммы зарядного устройства к клеммам АКБ.
4.Включите ЗУ.
5.Установите регуляторами напряжение в пределах 14,5-14,8 В, а ток – на максимум. В начале процесса ток на клеммах батареи может достигать 45 А, однако зарядное устройство будет занижать его до 20-25 А.
6.Когда величина тока упадет до 1 А, повысьте напряжение до 15,5 В. Это сделает зарядку более качественной.
При снижении тока до нуля зарядку прекращают.
Зарядка АКБ с постоянной величиной тока
1.Выполните 4 первых пункта.
2.Регулятором напряжения установите 14,5-14,8 В, а ток равный величине 1/10 емкости батареи (например для 55 Ач – 5,5 А).
3.При достижении напряжения на клеммах 15-15,5 В возможно закипание электролита. Чтобы избежать этого, при 15 В уменьшите величину зарядного тока вдвое, а для необслуживаемых АКБ – вчетверо.
4.Когда напряжение стабилизируется, и на протяжении 1-2 часов будет оставаться одинаковым, можно прекращать зарядку.
Комбинированная зарядка
Этот метод зарядки подойдет только в том случае, если у вас есть автоматическое зарядное устройство. Он заключается в том, что ЗУ самостоятельно заряжает АКБ сначала при постоянном токе, а после – при постоянном напряжении. При достижении максимальной зарядки устройство автоматически отключается.
Быстрая зарядка
Хотя этот способ и не рекомендуется, так как он может нанести существенный вред электродам, он может стать единственным выходом, когда нужно очень быстро произвести не зарядку, а подзарядку.
Для этого подключите клеммы зарядного устройства к аккумулятору, включите его, и выставите ток на максимум. По истечении 15-20 минут прекратите зарядку. Батарея, конечно, не получит достаточного заряда, однако, чтобы запустить двигатель ее вполне хватит.
Фото взяты с сайта — https://aliexpress-expert.com/rejting-luchshih-skanerov-dlya-diagnostiki-avtomobilya-s-aliekspress/
Для большей наглядности посмотрите видео по самостоятельной зарядке аккумулятора: